Подводные камни тормозной системы Из всех систем автомобиля, тормозная система является одной из самых важных, от исправной работы которой за частую зависят наша жизнь и здоровье. Перед тем , как поговорить об улучшении тормозной системы давайте рассмотрим её принцип работы и основные компоненты.При нажатии на педаль тормоза , усилие, через вакуумный усилитель передаётся на поршень главного тормозного цилиндра, который в свою очередь воздействует на тормозную жидкость, перемещая её по трубкам и шлангам к рабочим тормозным цилиндрам . Поршни рабочих тормозных цилиндров воздействуют на тормозные колодки, прижимая их к тормозному барабану. После этого происходит преобразование кинетической энергии автомобиля в тепло ;)), другими словами происходит замедление автомобиля.Изначально автомобиль был оборудован барабанными тормозами, такая вещь как вакуумный усилитель отсутствовала в принципе. Усилие на педали тормоза было очень велико и эффективность этих тормозов была достаточно низкой. После появления вакуумного усилителя на автомобиле эффективность тормозов значительно возросла. Вакуумный усилитель – это устройство, которое за счёт вакуума усиливает передаваемое усилие от педали тормоза к главному тормозному цилиндру, другими словами, чем лучше работает вакуумный усилитель, тем меньше усилие на педали и выше эффективность.После установки вакуумного усилителя пришлось уменьшать диаметр задних тормозных цилиндров, т.к. нагрузка на заднюю ось значительно меньше. Происходило перетормаживание задней оси и как следствие занос автомобиля при резком торможении. Но это не решило проблему полностью, автомобиль с водителем или с полной загрузкой имеют разную нагрузку на заднюю ось. Тогда на автомобиль стали устанавливать регулятор тормозных сил. Регулятор тормозных сил это устройство, которое предназначено для регулирования соотношения тормозных сил между осями, представляющее собой обычный клапан. Регуляторы бывают статические, которые просто ограничивают тормозное усилие на задней оси и динамические, работающие по нескольким параметрам, таким как давление в тормозном приводе, осевая нагрузка. Следующим шагом улучшения тормозной системы стала установка на переднюю ось автомобиля дисковых тормозов. Дисковые тормоза, как и барабанные имеют ряд достоинств и недостатков. Плюсом барабанных тормозов является эффект механического самоусиления, что способствует многократному увеличению усилия, быстрому повышению тормозного усилия при дальнейшем увеличении давления на педаль тормоза. Стоимость барабанных тормозов немного ниже, чем дисковых. Основной минус барабанных тормозов заключается в том, что при торможении выделяется много тепла, а барабанные тормоза значительно хуже рассеивают его и это может привести к деформации барабана и как следствие неравномерное прижатие тормозных колодок к барабану, а это в свою очередь приводит к снижению эффективности тормозов. Были попытки повысить эффективность барабанных тормозов за счёт более длинных и широких накладок, делать оребрение на барабане, делать барабаны из алюминиевых сплавов, но всё это убивало основное достоинство барабанных тормозов-простоту и низкую цену. С увеличением размеров возрастала и масса. Я бы ещё добавил необходимость просушивать тормозные барабаны после преодоления водных или грязевых преград. Самым большим плюсом дисковых тормозов является возможность хорошо рассеивать тепло, соответственно они обладают большей эффективностью. Сам диск, колодки, тормозной суппорт открыты для доступа воздуха, а это практически исключает снижение тормозного усилия из-за перегрева. Всё чаще производители используют диски с внутренней вентиляцией, что значительно улучшает охлаждение. Одна австралийская компания запатентовала диск с необычной формой перемычек, за счёт которых диск начинает работать как турбина, значительно увеличиваются воздушные потоки и как следствие лучшее охлаждение дисков. Существуют диски с перфорацией в виде отверстий или канавок на рабочей поверхности диска, это делается для отвода газов, которые образуются в результате нагрева и очистки поверхности колодки от продуктов износа, но такие диски используются чаще всего на спортивных машинах, т.к. они значительно дороже и тормозные колодки изнашиваются гораздо быстрее. Дисковые тормоза меньше забиваются грязью в условиях бездорожья. Из-за отсутствия эффекта самоусиления, дисковые тормоза более требовательны к вакуумному усилителю. Дисковые тормоза немного дороже барабанных, более быстро происходит износ фрикционных накладок, из-за большего давления. Последней модернизацией тормозной системы стала установка ABS – антиблокировочной системы тормозов, основное назначение которой, обеспечение управленим автомобилем в момент торможения. 10% аварий происходит из-за того, что заблокированные передние колеса на льду, снегу и мокром асфальте не могут изменить направления движения автомобиля. ABS имеет блок управления и датчики скорости, которые установлены на всех колёсах, когда в момент торможения какое-то колесо перестаёт вращаться, датчик подаёт сигнал в блок управления, который уменьшает тормозное усилие на данном колесе. В следствие этого блокировки колёс не происходит и автомобиль остаётся управляемым и это даёт водителю возможность объехать препятствие, а при торможении на скользком повороте избежать заноса. Системы ABS бывают четырёх канальные, когда система может снижать давление в магистрали непосредственно каждого колеса, и трёх канальные, когда система может управлять каждым передним колесом в отдельности и парой задних колёс. На принципе работы ABS устроены некоторые системы стабилизации, которые за счёт подтормаживания нужных колёс в поворотах уменьшают крен автомобиля и препятствуют заносу или сносу автомобиля. Более того, принцип подтормаживания на некотых машинах используетя в качестве своеобразной блокировки дифференциала, замедляя буксующее колесо заставляет вращаться второе. В некоторых случаях тормозной путь автомобиля оборудованного ABS может быть короче на 15%. Замечено: применение ABS способствует увеличению срока службы шин примерно на 5-7%.автор: Александр Чернов